Мультипликация расширяет наши возможности, открывая новую реальность. Лучшие друзья аниматоров в поисках потустороннего и неизведанного — это стереотипы. Парадоксальное использование чего-то избитого и заезженного для поиска чего-то свежего и необычного также относится к гендерным стереотипам. Анимация позволяет нам выделить особенную красоту мужчины и женщины, усилить их лучшие качества, акцентировать внимание на особенностях. Какие же черты характеризуют женщину в анимации? А что привлекает зрителя в мужском персонаже? Анимация, как и все в мире, старается соответствовать временной эпохе. В этой статье мы расскажем как гендер влияет на анимацию.
Влияние западных трендов на гендерные роли в анимации
Западная мода и тренды оказывают значительное влияние на мировое анимационное сообщество, где появляется всё больше сильных главных героинь, а различия между мужчинами и женщинами стираются. Теперь женщина может в одиночку спасать мир, а мужчина — справляться с психологическими проблемами. Границы между женскими и мужскими персонажами все более размываются, хотя некоторые основные аспекты остаются неизменными, корни их устойчивости можно обнаружить в классическом академическом рисунке. Но давайте сначала представим ситуацию: продюсер поставил вам задачу создать героя и героиню, обладающих выраженной маскулинностью и фемининностью соответственно, при этом их гендерные черты должны быть размыты, а личности — совершенно уникальны.
Традиционные и современные подходы к дизайну гендерных персонажей
Обсудим, как ранее справлялись с гендерным разделением и что происходит в мире анимации сегодня.
- В XXI веке, чтобы создать героиню с ярко выраженными женскими чертами, можно прибегнуть к детализации её лица, приближая его к детскому: в частности, большая круглая голова, что само по себе является классическим приёмом стилизации анимационных персонажей. Округлые формы подсознательно ассоциируются у нас с нежностью и мягкостью, напоминая об образе самой первой женщины в жизни любого человека — мамы. Большую часть времени мы смотрим на лицо персонажа и его эмоции; крупные глаза и близко расположенные части лица делают визуальный образ явно милым.
- Теперь давайте взглянем на мужского персонажа: обратив внимание на кисти, заметим, что они мощные и утрированы, большие, но при этом выглядят органично. Если начать искать различия между разнополыми фигурами, то можно заметить, что угловатость образа выделяется. Женский персонаж обладает большей овальностью, в то время как мужской зачастую более угловат благодаря челюсти. Мы можем задать основную черту, сделать его толстым или худым, старым или молодым. Брови призваны выражать характер персонажа, а вот ресницы зачастую не играют существенного значения.
Гендерные стереотипы в дизайне и движении персонажей
Итак, давайте разберем основные стереотипы в дизайне персонажей: для женщин характерны выделенная талия и грудь, большие глаза, пухлые губы и длинные волосы. У мужчин — телосложение, напоминающее Геракла, с широкой грудью и выделенными скулами. Не забываем, что анимационный персонаж срисовывается с реальных людей, но мы утрируем особенности для добавления интереса, демонстрируем разницу в анатомии и задаем пропорции. Однако, если с формой героя все более-менее понятно, мы еще не затрагивали самую серьезную сложность — то, что задает его характер, а именно движение. Ведь наш акцент — на анимации, а не просто на художественном рисунке. Здесь ложится большая ответственность на плечи актеров, которые будут подготавливать референсы для вашей анимации. Или же на ваши собственные плечи, если нанимать актеров вам не по карману, а доступ к видеоматериалам в интернете, по каким-то причинам, ограничен.
Изменение гендерных ролей в современной анимации
Кстати, как часто вы используете уже существующие киноленты для своих референсов? Обращали ли вы внимание, как за последние 50 лет изменились движения женщин и мужчин на экране? Мы обсудим классический подход к привлекательности, который аниматоры используют, придавая мужским и женским персонажам индивидуальный характер, выделяя и усиливая контрастные черты. Женская изящность, желанность, загадочность, легкость, плавность и выразительные изгибы поз служат противопоставлением мужской резкости, ловкости, стремительности и тяжести. Даже походки героев будут отличаться: женщины ходят по одной линии, почти не двигаясь вверх и вниз, в то время как мужчины ходят широко, массивно, поворачивая телом. Когда женщины стоят, они склонны собираться в струнку, а мужчины занимают вокруг себя все пространство. Здесь хочется пошутить про “мэнспрединг” (привычка мужчин сидеть в общественном транспорте, широко раздвинув ноги, тем самым занимая больше одного места) .но это будет удар ниже пояса.
Разница между мужским и женским проявляется по-разному в зависимости от возраста, внутреннего характера или анималистичности персонажа. Тем не менее, в стереотипной старой анимации мы никогда не сомневаемся в том, кто перед нами: мужчина или женщина. Многие анимационные законы, безусловно, остались неизменными с золотой эпохи диснеевской анимации. Главные героини доказывают чистоту своей души через заботу о слабых персонажах, девушки ценятся за трудолюбие, а юноши за умение махать мечом. И даже когда речь идет о злодеях, в классической западной анимации женский персонаж достигает всего умом и мудростью, а мужчины — мечом. Однако здесь стоит сделать важное уточнение: западные классические стереотипы нивелируются при обсуждении антропоморфных животных, а также советской анимации, где женщина может легко применить силу и волю, а мужчина быть хитрым и тактичным.
Разрыв шаблона в анимации
Если у вас начинает закипать голова и появляется негодование с желанием написать нам в комментариях о поверхностности и сексизме, подождите. Со временем западные авторы осознали свой просчет: девушки стали активно участвовать в сюжете, а парни — принимать на себя нетипичные образы. В наше время сюжетные роли героев изменились: героини стали еще более прогрессивными и самодостаточными. Например, Мерида из «Храброго сердца» отказывается выбирать женихов, навязанных традициями, и сама спасает мать от превращения в медведя после того, как сама ее заколдовала. Весь ее образ и дизайн выражает неповиновение и свободу: круглое лицо, буйные волосы, стремительность движений. А в самом сюжете нет такого принципа, к которому мы все привыкли.
В «Холодном сердце» также высмеиваются типичные клише о принцессах и отношениях, при этом мужские персонажи стали разнообразными и глубокими. Толстая панда, мечтающая стать мастером кунг-фу, ворчливый старик, отправившийся в последнее приключение, или Флинн Райдер, который по ходу истории показывает себя с неожиданной стороны, являются примерами этого. Нулевые годы для анимации стали периодом экспериментов: не только женские, но и мужские персонажи стали разнообразными и интересными, перестав быть стереотипными. Это хорошо видно в «Атлантиде», где главный герой — не мускулистый красавец, а худой ученый, который полагается не на силу, а на ум. Но это не делает его менее целеустремленным.
Также радикальные изменения произошли с образом принца в «Принцессе и лягушке»: он появляется перед нами как распущенный, безалаберный повеса, и лишь главная героиня Тиана способна помочь ему стать ответственным. Это сразу напоминает распространенный сюжет советских фильмов, где очередная Маша Старцева заставляет Петрова и Васечкина взяться за ум — шутка, конечно, но нельзя забывать, что западные крупные студии действительно заимствовали многое у зарубежных коллег. Как вы уже знаете, Дисней восхищался «Коньком-Горбунком», а «Король Лев» — это вариация на тему «Кимбы, белого льва». Но есть и менее очевидные примеры, которые только сейчас становятся заметными. Хаяо Миядзаки, японский маэстро предпочитает образы сильных и волевых женщин, и женщинам далеко не всегда нужен принц; они вполне способны спасти себя самостоятельно. Здесь важно отметить, что до популяризации сильных женских образов студии на Западе очень неохотно занимались созданием сильных женских персонажей без лишней сексуализации. Поэтому стоит поблагодарить Хаяо Миядзаки за то, что он открыл глаза западным продюсерам на женскую силу и волю. Если анализировать количество самодостаточных женщин в западной анимации, то становится заметно, что после 90-х их количество растет стремительно. Деконструкция жанров в первую очередь проникла в самую дорогостоящую и прибыльную анимацию — мультфильмы стриминговых сервисов и телевидения. Например, «Звезда против сил зла» переосмысливает основы японского жанра махо-сёдзё — девочка с волшебными силами спасает мир и показывает обратную сторону веселой борьбы с монстрами. Сериалы породили новый архетип героини — экстравертной, хаотичной, странной и жизнелюбивой, как Мэйбл Пайнс из «Гравити Фолз». Теперь подобный персонаж появляется почти в каждом телевизионном релизе, за исключением сериалов, рассчитанных на самых маленьких зрителей.
Перспективы и вызовы гендерной анимации
Нет ничего, что мешает добавить экстравертной девочке чуткое сердце и способность глубоко переживать эмоции. Из такой девчонки получается отличный образ, с которым можно в сценарии делать всё, что душе угодно. Она отлично смотрится как в драке в трактире, так и с избранником. Любая деятельность человека стремится к упрощению, и работа дизайнера в мировой анимации — не исключение. Работы над концептом персонажа стремятся к простоте, которая легка в восприятии для глаз и сознания. В разработке персонажа очень важно найти баланс между понятной, но уникальной личностью, что является ключом к любому успешному герою. Создавая стилизованные персонажи, мы играем с формой и пропорциями, делаем отсылки к реальному миру, чтобы вымышленное создание выглядело убедительнее. Применение этого подхода к проработке тел, лиц и костюмов персонажей, как правило, стереотипных, даёт хорошие результаты — интересные и сочные персонажи развлекают, в то время как от скучных и бесформенных хочется зевать. И здесь руководствоваться стоит не модами и тенденциями, это заложено в нашем подсознании на протяжении тысяч лет эволюции. Тема гендерной анимации бросает вызов существующему искусству. Если мы начнем исследовать историю анимации Азии или легендариум советской мультипликации, то найдем множество открытий, которые перевернут наше восприятие с ног на голову или, наоборот, с головы обратно на ноги.
Заключение
В современном мире анимация становится не просто формой развлечения, но и мощным инструментом социального воздействия, отражающим и в то же время формирующим общественные взгляды и убеждения. Гендерные аспекты в анимации оказывают значительное влияние на восприятие и понимание гендерных ролей, предлагая как традиционные, так и инновационные подходы к изображению мужчин и женщин. Взгляды на гендерные роли в анимации эволюционировали от строго стереотипных к более гибким и разнообразным, отражая широкий спектр человеческих опытов и идентичностей. Современные тенденции показывают стремление к размыванию традиционных гендерных границ, предоставляя персонажам возможность выходить за рамки устоявшихся ролей и становиться более многослойными и реалистичными.
В конечном счете, анимация как форма искусства имеет уникальную способность воздействовать на воображение и сердца зрителей, предоставляя мощную платформу для исследования и выражения гендерной динамики. Она продолжит играть ключевую роль в формировании наших представлений о гендере, предлагая новые перспективы и возможности для понимания и принятия разнообразия во всем его многообразии.