Наш блог
Дизайн персонажа: Базовые правила

Дизайн персонажа: Базовые правила

 

Дизайн персонажа является ключевым элементом в создании мира видеоигр, анимации, комиксов и литературных произведений. Это искусство не просто о том, как нарисовать красивого или уникального персонажа, но и о том, как сделать его запоминающимся, выразительным и функциональным в контексте его мира и истории. Создание персонажа — это процесс, требующий глубокого понимания психологии, социальных аспектов, истории костюма и, конечно же, фундаментальных принципов дизайна. В этой статье мы рассмотрим базовые правила дизайна персонажа, которые помогут как начинающим, так и опытным дизайнерам создать запоминающихся и значимых персонажей. Мы обсудим важность исследования и разработки персонажа, выбора цветовой палитры, формы и силуэта, а также как детали могут влиять на восприятие персонажа аудиторией. Введение в эти концепции даст вам основу для дальнейшего изучения и развития в области дизайна персонажа.

Дизайн персонажа: Базовые правила

Чем полезен продуманный дизайн персонажа

Мы ценим мультфильмы по многим причинам: некоторых привлекает сюжет, других — взаимоотношения между персонажами, однако основное внимание мы уделяем внешнему виду героев. Как думаете, этот персонаж — герой или злодей? 

Дизайн персонажа: Базовые правила

А как насчет этого? 

Дизайн персонажа: Базовые правила

Можно ли предположить, что он отправится в бой с монстром? 

Дизайн персонажа: Базовые правила

Удачный дизайн персонажа позволяет сразу понять его сущность, помогая зрителю глубже осмыслить авторскую идею. Вне зависимости от выбранной техники — будь то традиционная анимация, 3D или стоп-моушен — критически важно, чтобы дизайн персонажа был одновременно простым и выразительным. Исходя из первоначального эскиза, можно создать 2D-риг, 3D-модель или анимационную куклу. Мы предлагаем несколько ключевых принципов создания персонажей. Если вы только начинаете путь и учитесь рисовать на графическом планшете, то вам будет полезна наша статья “Как рисовать на графическом планшете. Программы и упражнения для начинающих

С чего начать создание персонажа?

Сначала задайте себе вопросы: “Какова роль персонажа?”, “К какому миру он принадлежит?”, “В какой обстановке разворачивается история?”, “Каков жанр?”, “Какие действия предстоит выполнять персонажу и как он будет двигаться?” Если это спортсмен, значит, он будет подвижным и обладать определенной физической формой. Далее мы рассмотрим 7 шагов, которые помогут как начинающим художникам и освежат в памяти принципы подходов для старичком. Повторение — мать учения, не так ли?

Шаг № 1

Создание формы персонажа может начинаться с использования геометрических фигур, каждая из которых вызывает определенные ассоциации: круг символизирует мягкость и дружелюбие; квадрат — стабильность и защищенность; треугольник — динамичность и потенциальную угрозу. Комбинируя эти формы, можно создавать персонажей, вызывающих различные эмоции

Дизайн персонажа: Базовые правила

Шаг № 2

Следующий важный аспект — силуэт персонажа, который должен быть легко узнаваем и не вызывать дискомфорта у зрителя. Важны крупные детали, выходящие за контуры тела, такие как оружие или шляпа.

Дизайн персонажа: Базовые правила

Шаг № 3

Следующее правило звучит как “Привлекательность”. 

Этот термин отлично знаком любому, кто изучал 12 принципов анимации, они вообще очень хорошо пересекаются с темой дизайна персонажей. Привлекательность определяется тем, какие чувства ваш персонаж по задумке должен вызывать у зрителя. Исходя из этого его внешний вид будет: 

  • Нелепым
  • Злобным
  • Отталкивающим
  • Торжественным
  • Ехидным
  • Дружелюбным
  • Или наивным

Внешний вид может вызывать неоднозначные чувства и это сильно зависит от места персонажа в истории. Но для нас сейчас важна именно визуальная составляющая. Например, большие круглые глаза с  крупными зрачками будут вызывать ощущение детской невинности. Квадратные же – безжизненности или механичности. Так, например, в последнее время становятся всё более популярными “антагонисты-перевёртыши”, персонажи, о злой натуре которых мы можем только догадываться или же не узнаем об этом до самого финала, вспомните хотя бы плюшевого мишку Лотсо из третьей части “Истории игрушек” или мисс Барашкис из “Зверополиса”. 

Дизайн персонажа: Базовые правила

Шаг № 4

Четвёртое правило гласит, что симметричность в дизайне выглядит скучно и статично. Возвращаемся к построению туловища из геометрических фигур. Конечно, в целом, все окружающие нас существа симметричны, но если присмотреться детальнее, то полной симметрии не существует. Даже лица топовых секс-символов не симметричны. Поэтому можно сказать, что у природы есть только стремление к симметрии. Также и персонаж должен стремиться к симметрии, но не достигать ее. Стопроцентная симметричность убьет в персонаже жизнь, но иногда  это можно делать, если того требует история или, возможно, ваш персонаж – робот. В таком случае симметрично будут располагаться кнопки, лампочки и прочие детали. На досуге поиграйте с этим. Нарисуйте сначала полностью симметричного персонажа, а затем измените его, внося в геометрию персонажа хаос, почувствуйте разницу.

Дизайн персонажа: Базовые правила

Шаг № 5

Используя правильные человеческие пропорции в дизайне мультипликационного героя, мы убьём всю его индивидуальность, персонаж  с правильными пропорциями это анимационный калека. Так что пятое правило требует от нас утрирование пропорций. Один из наших прошлых роликов посвящён преувеличению в анимации,  гиперболизация так же уместна в дизайне, используя преувеличенные пропорции можно совершенно по-разному влиять на восприятие зрителя. 

Шаг № 6

С основной формой мы разобрались, пришло время для детализации. Детализация придает персонажу характерность и уникальность. У персонажа появляется индивидуальность. Но не увлекайтесь! 

  • Во-первых, обилие деталей создаст лишний визуальный шум и будет попросту отвлекать зрителя.
  • Во-вторых, чем больше деталей, тем труднее придётся аниматору. Также анимацию усложняют элементы, которые имеют сложную структуру и подразумевают движение по определенным физическим законам: волосы, ленточки, хвосты, дополнительные руки, вторая спина и прочие.
Дизайн персонажа: Базовые правила

Шаг № 7

Седьмое правило ведёт нас к теории цвета. Здесь так же, как и в случае с детализацией важна умеренность, не стоит использовать все цвета радуги, иногда достаточно трёх цветов или вообще нескольких оттенков одного цвета. Правильный подбор гаммы позволит узнать персонажа даже без его формы. 

Как же здесь не запутаться? 

  • Один из способов подобрать цвета это использовать “Цветовой круг Иттена”. Согласно ему, всего есть три первичных цвета: красный, синий и жёлтый. Три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый. И шесть третичных: жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие. Пользоваться этим кругом весьма просто. Если мы возьмём два  противоположных цвета, то получим “комплементарную пару”, это будут два максимально контрастных цвета. “Аналоговые цвета” находятся на круге рядом. 
  • Если вам нужно три контрастных цвета, то используйте “Треугольную схему”, просто выбрав любые цвета на углах равнобедренного или равностороннего треугольника. “Монохромная схема” использует оттенки одного из цветов круга. 
  • А если вы придумываете нуарного персонажа, то вам подойдёт “Ахроматическая схема”, включающая в себя чёрный, белый и оттенки серого.

Наконец-то наш скетч готов, персонаж уже выглядит интересно и хочется увидеть его в действии. 

Дизайн персонажа: Базовые правила
Цветовой круг Иттена

Что делать дальше? Модельный лист и модельщит

После того, как форма персонажа готова, создаётся модельный лист или моделщит. Это нужно для того, чтобы моделлеру было проще подготавливать вашего персонажа для анимации. Необходимо нарисовать профиль и фас персонажа. Далее следует сделать несколько поз, это нужно для понимания того, как персонаж будет меняться внешне во время движения, как он будет себя вести и как будет выражать эмоции. Простому персонажу хватит профиля и фаса, но если герой сложный и имеет множество деталей, то в моделщит добавляется больше разворотов: три четверти спереди, вид сзади,  три четверти сзади. Кстати,не бойтесь пользоваться референсами на всех этапах создания персонажа, это базовый инструмент любого художника. Только не переусердтвуйте, слишком буквальное использование референсов — это распространенная ошибка, с которой сталкиваются многие начинающие аниматоры. Подробнее мы говорим в нашей статье “25 ошибок начинающего аниматора

Дизайн персонажа: Базовые правила

Как охарактеризовать персонажа?

На этом этапе должно стать ясно, как будут выглядеть движения и выражения эмоций. 

Необходимо выпрямить все согнутые в естественном  состоянии элементы, расположить на поверхности тела дополнительные детали, чтобы было понятно, как они будут выглядеть при полуповоротах. Показываем все крайние положения изменяемых при движении персонажа элементов. Можно приложить уточняющие крупные планы, например, лицо, где будет уточняться форма носа или глаз, чтобы моделлер все понял однозначно и в соответствии с вашей задумкой. Также, это поможет моделлеру понять, где будут впадины на теле персонажа, а где выпуклости, чтобы не делать всё плоским по умолчанию. 

Интересный факт: глаза человека с возрастом не меняют размер в отличие от головы, поэтому у ребенка они кажутся крупнее по сравнению с головой, чем у взрослого. 

Следовательно, чем моложе персонаж, тем больше ему надо нарисовать глаза относительно головы. Также на моделщите желательно показать, насколько у героя выражены сквош и стрейч, как тела, так и его деталей. Это покажет степень подвижности персонажа и отразит степень его раскрепощения. Важно понимать, что на любом проекте работает больше одного аниматора и  моделлера, каждый из которых должен работать в одном стиле. Моделлер и аниматор понимают,  что если на моделщите дана какая-то информация, то эта информация важна. В то же время, если вы не покажете что-то на моделщите, то скорее всего это ускользнет из вида моделлера и аниматора и потом придется исправлять ошибки. Поэтому важно ничего не упустить. 

Помните, что предложенные нами правила работают в любом стиле и любой технике. 

Упражнения для самопроверки

А напоследок вот вам упражнение, которое поможет разнообразить геометрию ваших персонажей. Его можно выполнять как на бумаге, так и на компьютере.

Заполните лист самыми разными геометрическими фигурами и пятнами так, чтобы между ними оставалось как можно меньше места. Заполнили? Теперь найдите в каждом пятне какое-нибудь лицо, пусть все эмоции будут разными, с разными пропорциями и чертами

Заключение

В заключение, освоение базовых правил дизайна персонажа открывает безграничные возможности для творчества и инноваций в создании уникальных, запоминающихся персонажей, которые оживляют наши любимые миры в видеоиграх, анимации и литературе. Каждый элемент дизайна, от цветовой палитры до силуэта, играет ключевую роль в том, как персонаж воспринимается и какую роль он играет в своем мире. Понимание этих принципов является лишь началом пути. Важно постоянно экспериментировать, исследовать и развивать свои навыки, чтобы создавать персонажей, которые не только вписываются в их миры, но и оставляют значимый отпечаток в сердцах и умах аудитории.

Помните, что каждый персонаж — это возможность рассказать историю, передать определенное настроение или даже повлиять на культурные и социальные вопросы. Ваш подход к дизайну персонажа может привнести новизну в известные архетипы или создать совершенно новые идеи, которые могут вдохновить будущие поколения дизайнеров и рассказчиков. Используйте полученные знания как фундамент для развития собственного уникального стиля и вклада в мир искусства и развлечений.

 
Добавить комментарий

Задать вопрос

Ваш товар добавлен в корзину