Наш блог
История советской мультипликации

История советской мультипликации

 

В этой статье мы включаем машину времени и отправляемся в далекое прошлое. Кинематограф и мультипликация в частности это одни из самых молодых искусств. Может даже показаться, что они не так серьёзны, как живопись или, например, театр. Однако, за сто с лишним лет двигающиеся картинки доказали, что достойны считаться полноправным ремеслом, в котором задействованы талантливые люди самых разных профессий. Это делает анимацию комплексным искусством. Говоря о картинах, литературе или пьесах, мы часто рассматриваем их в контексте страны, где они были созданы и национальности автора. Несмотря на то, что искусство вечно и принадлежит человечеству в целом, сложно не оценивать анимацию в таком же ключе.  И сегодня мы поговорим об истории анимации в СССР. А значит, говорим об истории анимации сразу нескольких государств. 

История советской мультипликации

Первый кукольный мультфильм

Но начнем с предыстории советской анимации. Первые кукольные мультфильмы были сняты на будущей территории СССР — в Российской Империи. И занялся этим будущий заслуженный артист РСФСР балетмейстер Александр ШирЯев. Ширяев приобрёл кинокамеру в Лондоне, находясь в одной из своих заграничных поездок. Разобравшись с устройством изобретения, балетмейстер решил, что неплохо было бы запечатлеть балерин театра и их движения. В связи с чем он обратился в Дирекцию императорских театров и получил отказ. Даже не просто отказ, ему буквально запретили заниматься подобным вздором. Вероятно, побоялись, что он начнёт запирать души людей при помощи новомодного бесовского устройства. Не привыкнув сдаваться, Ширяев изготовил куклы на шарнирах и миниатюрный макет сцены, установил перед ним камеру на штативе и сразу стал не только балетмейстером, но и режиссёром-мультипликатором. С 1906 по 1909 год Александр Ширяев снимал свои мультфильмы, некоторые из них доступны для просмотра по сей день. По некоторым данным, первым кукольным мультфильмом считается “Цирк Шалтай-Болтая”, сделанный в Америке в 1898 году. Но мы скажем, что во-первых, данные не точны и премьера состоялась в 1908 году. А во-вторых, “Цирк”, увы, утерян, а вот архивы ШирЯева были найдены в 1995м году и стали достоянием мирового наследия.

История советской мультипликации
Александр Ширяев

День российской анимации.

До нахождения мультипликационного архива Ширяева первым российским режиссером-аниматором считался Владислав Старевич.  Старевич прославился в первую очередь тем, что создавал удивительное шоу для зрителя — мультфильмы про жуков, которых он оживлял посредствам кукольной анимации, закрепляя внутри мёртвых насекомых металлическую проволоку. Шоу же заключалось в том, что фокусник-мультипликатор долгое время не раскрывал своих секретов и публика по всему миру (а его мультфильмы действительно закупали кинотеатры самых разных стран) была заинтригована. Тогда все считали Старевича выдающимся дрессировщиком. Восьмого апреля 1912 года состоялась премьера первого фильма Старевича “Прекрасная Люканида”, и эта дата стала праздником — Днём Российской Анимации.

История советской мультипликации

Первый советский мультфильм

Игрушки — это вообще одна из любимых тем аниматоров. Первым именно советским мультфильмом считается “Советские игрушки” 1924 года режиссёра Дзиги Вертова, уроженец ныне польского города Белосток. За основу в этом мультфильме взяты политические шаржи из новостной газеты. Мультфильмы этого периода в принципе носят политический характер, а сама анимация тех лет вообще не подразумевала каких-то законов, принципов и правил, а работала как настоящее новорождённое искусство — авторы экспериментировали и искали. Дальше Дзига Вертов занимался в основном документалками.

История советской мультипликации

Иванов-Вано

Следующей важной фигурой советской анимации для нас будет Иван Иванов-ВанО, который приложил руку к огромному количеству любимых мультфильмов наших бабушек, дедушек, мам и пап. Иванов-Вано выступил в качестве художника-мультипликатора в первом детском советском мультфильме “Каток” режиссёра Юрия Желябужского. Перейдя из художника-мультипликатора в режиссёры, он до глубокой старости занимался анимацией. 

Среди его мультфильмов сразу вспоминаются:

  •  “Мойдодыр”
  • “Конёк Горбунок”
  • “Снегурочка” и многие другие. 
История советской мультипликации

Как один из основоположников отечественной анимации он понимал, насколько это искусство многогранно, ему же принадлежит фраза: 

”Для мультипликации нет ничего недоступного. Это искусство не ограниченных техникой возможностей, где действительность тесно переплетается с фантазией и вымыслом, где фантазия и вымысел становятся действительностью”

Сестры Брумберг

Среди мультфильмов тех лет можно выделить “Самоедского мальчика” 1928 года, режиссурой которого занялись Валентина и Зинаида Брумберг и Николай и Ольга Ходатаевы. 

Это первый из сохранившихся мультфильмов сестер Брумберг, которые создали массу узнаваемых персонажей советской мультипликации — например, легендарного “Нарисованного человечка”, который на протяжении многих лет будет символом Союзмультфильма. 

История советской мультипликации

Дисней 

Но до этого времени далеко, вернемся в ранний период. В 1935-ом проводится первый Московский международный кинофестиваль. На этом же фестивале были показаны “Весёлые мелодии” Уолта Диснея, они включали в себя, в том числе, знаменитый “Пароходик Вилли” 1928 года — самый ранний из сохранившихся мультфильмов со звуковой дорожкой. Кстати, первый советский мультфильм со звуком вышел не сильно позже — в 1929 году, он называется “Почта”. К сожалению, оригинальный звук был утерян, но его режиссёр, Михаил Цехановский, восстановил аудиодорожку спустя 34 года. Вернемся к вкладу товарища Диснея в советскую анимацию. Мультфильмы Диснея открыли новые технические возможности и мировые стандарты, их отдельно оценил товарищ Сталин. Если до этого советские мультфильмы были по большей части авторскими и производились в разных студиях (что-то было сделано в “Мосфильме”, что-то в “Совкино” и прочих небольших цехах), то теперь пришла эра объединения. 

История советской мультипликации
“Пароходик Вилли” 1928 года

Появление союзмультфильма

В 1936 году все мультипликационные цеха со своими талантливыми авторами слились в уже известную нам студию Союзмультфильм. На “Союзе” стали внедрять и применять новые техники, началось поточное обучение новых кадров на основе западных пособий. Здесь же начали осуществлять диснеевское разделение труда аниматора на отдельные задачи и функции. Появились прорисовщики, заливщики, фазовщики. На Союзе научились ротоскопированию и целлулоидной технике. Такой конвейерный подход, конечно, ускорил производство, но на какое-то время уменьшил индивидуальность советской мультипликации.

История советской мультипликации

Первый цветной советский мультфильм

В 1937 году выходит первый цветной отечественный мультфильм “Сладкий пирог” режиссёра Дмитрия Наумовича Бабиченко, уроженца Житомира. Он, кстати, либо очень хорошо

сохранился, либо был отреставрирован умельцами. Таким людям отдельное большое спасибо, история не должна умирать. Делая так, Вы буквально становитесь такими же как сам Дмитрий Наумович, ведь он так любил анимацию и стремился её исторически превознести, что в 60-хх годах написал пособия для советских аниматоров — “Искусство Мультипликации” и “Мастера Советской Мультипликации”. Слово “анимация” вообще не было в ходу у советских мастеров, поэтому и статью мы назвали соответствующе — “История советской МУЛЬТИПЛИКАЦИИ”. 

При переходе в сороковые, у советских студий вновь начались эксперименты и стали вырабатываться собственные стили. С 39-го по 41-ый выходят “Муха-цокотуха”, “Лимпопо”, “Бармалей” и “Мойдодыр”. 

История советской мультипликации
Муха-цокотуха 1941 год

Советская анимация в период войны

Но приходит война и машине мультипликации приходится замедлить свой шаг, однако, не остановить его. Конечно, в это время целлулоид со студий превращался в гребни и пуговицы, а оставшимся, не ушедшим на фронт мультипликаторам приходилось бесконечно эвакуироваться и перемещаться. Но в такой сложный период выходили не только детские мультфильмы как, например: “Сказка о царе Салтане”, “Краденое солнце” и “Синдбад-мореход”, но и важные политические картины: “Киноцирк”, высмеивающий фашистского диктатора; мультфильмы “Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины” и “Стервятники”, ставшие важным инструментом подъёма морали в войне советских республик против коричневой чумы. К счастью, всё плохое заканчивается. Страна-победитель начала восстановление. На правах народа-триумфатора, когда весь мир рукоплескал советскому человеку и идеям коммунизма, искусствоведам больше нельзя было следовать заветам империалистических компаний. А значит нужно было сворачивать с пути западных коллег и протаптывать свою дорогу. 

История советской мультипликации
Сказка о царе Салтане

Триумф советской мультипликации

Теперь пришло время уходить от диснеевских методов и создавать своё. И вернуть Уолту Диснею должок. В полную мощь исполинских плеч разворачивается советский ротоскоп, именно в это время стали появляться мультфильмы с реалистичными персонажами на тему народных сказок. Выходят «Лиса и дрозд», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка». Надо сказать, что несколько десятилетий после войны в основном создавались картины по сказкам и басням, а мультфильмы по оригинальным сценариям находились в меньшинстве. Уже в 1945 году вышел первый полнометражный проект Союзмультфильма «Пропавшая грамота» по одноимённой повести Гоголя, режиссурой которого занялись уже теперь знакомые вам сестры Брумберг. А дальше наступает первый грандиозный триумф советских мультфильмов — сначала появляется кинолента “Песенка радости” режиссера Мстислава Пащенко. Трогательный полнометражный фильм, где детская любовь и надежда побеждают злую ледяную стужу, ода весне и дружбе. Мстислав Пащенко начал работу над картиной на Ленфильме ещё в конце 30-хх, но с началом войны ушёл не фронт. В блокадном Ленинграде погибли многие блестящие и талантливые мультипликаторы, а вслед за ними — все архивы. Вернувшись с фронта, Мстислав не нашёл ничего. и заново воссоздал “Песенку радости”, которая стала гимном обязательной победы добра над злом. Картина восхитила всех — и советских коллег-аниматоров, и стала первым советским мультфильмом, получившем награду на международном кинофестивале. Вслед за ней выходит вторая полнометражная картина “Союзмультфильма” — сказочный и потрясающий воображение “Конёк-Горбунок”, режиссерами которой выступают уже знакомый вам Иванов-Вано и самая сказочная волшебница советской мультипликации, Александра Гавриловна Снежко-Блоцкая. “Конёк-Горбунок”, конечно же, тоже поехал кататься за границу, как демонстрация мастерства советских мультипликаторов. И совершил то, что казалось на тот момент невозможным, — покорил сердце Уолта Диснея. Покоренный маэстро впоследствии по кусочкам разбирал эту картину со своими художниками. Сказки многочисленных народов советских республик торжественно засияли в истории мирового кино.

История советской мультипликации

Заключение 

История советской мультипликации — это не просто хроника создания анимационных фильмов в определённый период времени, это история творческого поиска, экспериментов и неизменного стремления к новаторству. Советская мультипликация отражает многогранность и глубину культурных и социальных процессов в стране, ставя перед собой задачу не только развлекать, но и воспитывать, обучать, вдохновлять.

 
Добавить комментарий

Задать вопрос

Ваш товар добавлен в корзину