Наш блог
Основы программы Blender: от установки до создания первого объекта

Основы программы Blender: от установки до создания первого объекта

 

Blender — мощная и открытая программа для создания 3D-контента. Для всех новичков, впервые открывших Blender, он может показаться сложным и запутанным. Но не расстраивайтесь — каждый эксперт когда-то был новичком. Поначалу интерфейс наполнен незнакомыми кнопками и слайдерами, которые кажутся устрашающими, но как только вы начинаете осваивать их, вы быстро поймете, что это одно из самых мощных средств для визуального воплощения ваших творческих идей.

Создание трехмерных миров, персонажей и анимаций может быть непростой задачей, особенно без правильного подхода. Вот здесь и пригодится Blender. Будучи одной из самых перспективных 3D-платформ на современном рынке, Blender предлагает все инструменты для выполнения качественной 3D работы, будь то создание моделей, освещение, анимация, симуляция или рендеринг.

Лого Blender на пьедистале

Первое знакомство с Blender

Перед тем как начать создавать свои потрясающие 3D-проекты, важно уделить время изучению интерфейса Blender. Поскольку Blender является программой создания 3D, он обладает глубокой функциональностью, но в то же время, он изначально предназначен для создания трехмерных объемных моделей и анимаций. Так что будьте готовы к тому, что для реализации вашего творческого потенциала вам придется освоить достаточно большое количество инструментов.

Но не пугайтесь — мы здесь, чтобы помочь вам в этом. Начните со знакомства с пространством 3D-видов (3D viewport). Это область, где вы будете в основном работать. Отсюда вы сможете просматривать и редактировать вашу 3D-сцену и объекты на ней.

Зачем нужно изучать навигацию перед началом работы с моделированием и анимацией?

Если вы хотите создавать сложные 3D-модели и анимации, то вам придется знать, как по-настоящему эффективно использовать Blender. Навигация по Blender — это навык, которой часто недооценивают, но он имеет огромное значение. Без правильного понимания, как работать с программой и как манипулировать 3D-пространством, будете в основном преодолевать трудности, а не создавать что-то новое.

Blender предлагает ряд уникальных и мощных жестов и команд, которые помогают вам максимально эффективно перемещаться по 3D-пространству и управлять объектами. Как только вы освоите навигацию, вы сможете быстро и эффективно моделировать, создавать и анимировать — все это с использованием одного и того же набора инструментов. Поэтому освоение навигации в Blender — это важный первый шаг на пути к мастерству.

Установка и настройка Blender

Первым делом, что нужно сделать для работы с Blender на любой операционной системе – это установка программы. Процесс установки Blender абсолютно бесплатен и не занимает много времени. Сначала вы должны посетить официальный веб-сайт Blender и скачать последнюю версию. В настоящее время доступна версия — 4.0 или выше. После загрузки, вам будет представлен простой и интуитивно понятный установщик, который направит вас через весь процесс, начиная от выбора языка и заканчивая выбором места для установки программы.

Важно: В Blender ЕСТЬ русский язык, но лучше его не использовать, т.к. подавляющее большинство гайдов на английском и вся  терминология в сообществе на англ. языке. Чтобы потом не переучиваться — лучше сразу учиться работать с программой на англ.

В настройках есть функция «переводить на русский только подсказки». Что позволит вам изучать функционал на английском и легче понимать, что они делают с помощью подсказок.

После успешной установки программы, вы можете начать знакомство с интерфейсом и функционалом Blender. Интерфейс Blender вполне понятен и прост в использовании, но требует некоторого времени для освоения, особенно если вы впервые работаете с 3D-моделированием. Самым главным в интерфейсе Blender является видовое окно, где визуализируются все ваши проекты. Изучив основы навигации по видовому окну, вы сможете уверенно масштабировать, перемещать и вращать объекты на сцене.

И последнее, но не менее важное, это настройка начальных параметров. Здесь вы можете настроить язык интерфейса ( как мы уже сказали, рекомендуем оставить его на английском для удобства обучения), активировать всплывающие подсказки для улучшения обучения, а также выбрать типы объектов, которые вы планируете использовать в своих проектах. Кроме того, вы можете изменить ключевые привязки для команд, чтобы соответствовать вашему персональному стилю работы, и настроить настройки производительности и сохранения, чтобы обеспечить оптимальное использование ресурсов вашей системы и сохранить свою работу в безопасности.

Главный экран сайта Blender 4.0

Интерфейс и навигация в Blender

Центральным элементом Blender является пользовательский интерфейс — сложная, но хорошо организованная рабочая среда, в которой можно создавать трехмерные объекты и манипулировать ими с большой мощностью и гибкостью. Кроме того, этот интерфейс адаптивен и удобен, что очень важно для начинающих пользователей.

Интерфейс и навигация в Blender

Обзор рабочего пространства и используемых гаджетов

Прежде всего, важно знакомство с рабочим пространством Blender. Основное рабочее пространство представляет собой логически структурированный набор панелей, боковых меню и инструментальных панелей. В центральной части изображен порт вида, где вы в основном будете работать с вашими трехмерными объектами. Справа находится боковое меню с параметрами, причем параметры меняются в зависимости от выбранных вами объектов или инструментов. Это место, где вы можете тонко настроить свою работу. Слева вы найдете инструментальную панель со всеми инструментами transform, edit и sculpt modes. Наконец, в верхней части интерфейса находится главное меню, где вы можете сохранять и загружать файлы, настраивать просмотр, получать доступ к режимам редактирования и взаимодействовать с модулями добавления и сценами.

Рабочее пространство Blender

Изучение основных комбинаций мыши и клавиатуры

Сочетание мыши и клавиатуры в Blender служит мощным инструментом для быстрой и эффективной работы. Например, для вращения вида вокруг определенной точки вносится среднее нажатие мыши, а для панорамирования сцены используйте Shift + средний щелчок мыши. Вы можете зумировать сцену с помощью колеса прокрутки мыши. При этом Blender имеет гибкую систему сочетаний клавиш, которая позволяет выполнять большинство операций с минимальным количеством движений.

Изучение порядка работы с встроенными объектами (дублирование, масштабирование, вращение)

Blender предоставляет ряд встроенных примитивных объектов, таких как кубы, сферы, конусы и торы, которые являются основой для создания более сложных моделей. Вы можете легко дублировать эти объекты, нажав Shift+D. Для масштабирования объектов применяется клавиша S, а для вращения — R. Вы можете возвращать объект в свое исходное положение, нажав Alt+G для положения и Alt+R для вращения. Это базовые функции, но они могут быть незаменимы в процессе вашей работы в Blender.

Monkey (Обезьянка Сюзанна)Plane (Плоскость)Cube (Куб)Circle (Окружность)UV Sphere (ЮВ Сфера из квадратов, но с веером треугольников на полюсах)Ico Sphere (Топологически правильная сфера из треугольников)Cylinder (Цилиндр)Cone (Конус)Torus ("Пончик")
Если слева на право: Monkey (Обезьянка Сюзанна), Plane (Плоскость), Cube (Куб), Circle (Окружность), UV Sphere (ЮВ Сфера из квадратов, но с веером треугольников на полюсах), Ico Sphere (Топологически правильная сфера из треугольников), Cylinder (Цилиндр), Cone (Конус), Torus («Пончик»)

Более глубокое знакомство с интерфейсом

Давайте погрузимся глубже в интерфейс Blender, чтобы раскрыть все его возможности и функционал. Начнем с окна «Outliner».

Работа с окном «Outliner»

«Outliner» в Blender — это чрезвычайно полезное окно, которое представляет собой своего рода оглавление вашего проекта. Здесь вы можете увидеть все объекты, добавленные в вашу сцену, включая камеры, источники света и сами 3D-модели.

Окно «Outliner» дает вам возможность настроить видимость объектов, отключить их от рендеринга или движения, рассортировать их в логические группы для удобства и даже переименовать для быстрого поиска. Освоив работу с этим окном, вы значительно повысите свою продуктивность в Blender.

Окно "Outliner"

Создание и использование коллекций

Коллекции в Blender — это мощный инструмент для организации вашего проекта. Они работают как папки, позволяя вам группировать и упорядочивать связанные объекты вместе. Это делает процесс нахождения и работы с определенными объектами намного проще.

Создать коллекцию просто. Все, что вам нужно сделать, это нажать правую кнопку мыши в окне «Outline», выбрать пункт «New collection» и перетащить в него нужные объекты. Вы можете создать несколько коллекций для разных типов объектов или различных частей вашего проекта, как вам будет удобнее.

Как вы видите, Blender обладает богатыми функциями, которые могут облегчить процесс моделирования. Но чтобы научиться их использовать, требуется время и практика. Не бойтесь экспериментировать и исследовать эту мощную программу.

Режимы работы в Blender

Работа в любой программе 3D-моделирования включает в себя работу в различных режимах, и Blender не исключение. Это помогает упростить работу пользователя, так как каждый режим предлагает конкретные инструменты для выполнения специализированных задач.

В Blender присутствует множество режимов, но для начального этапа изучения данной программы стоит обратить внимание на три основных: «Object Mode», «Edit Mode» и «Sculpt Mode».

Обзор режима «Object Mode» и его функционала

Первый стартовый режим в Blender — «Object Mode». В этом режиме пользователь взаимодействует с объектами на сцене. Вы можете перемещать объекты, вращать, масштабировать их, а также добавлять новые объекты на рабочую сцену.

На панели инструментов доступны четыре основных инструмента для трансформации объектов: «Move», «Scale», «Rotate» и «Transform». Быстрые клавиш G, S и R позволяют быстро переключаться между этими инструментами.

Object Mode

Обзор «Edit Mode» и функциональных возможностей

«Edit Mode» открывает больше возможностей для маневрирования с объектами. В этом режиме вы можете вращать, перемещать и масштабировать отдельные вершины, ребра и грани ваших объектов. Это делает «Edit Mode» незаменимым для точного и скурпулезного моделирования и редактирования сложных форм.

Чтобы активировать «Edit Mode», вы можете просто нажать клавишу Tab, находясь в «Object Mode». Работа в «Edit Mode» может показаться сложной для новичков, но с практикой вы быстро освоите все инструменты и функции.

Edit Mode

Особенности работы в «Sculpt Mode»

Если же вам требуется редактировать форму вашего объекта более органично и интуитивно, то «Sculpt Mode» идеально подходит для этих целей. В этом режиме вы можете использовать различные кисти, чтобы «лепить» ваш объект, как если бы он был сделан из глины.

Существует огромное количество различных настроек для кистей в «Sculpt Mode», которые позволяют вам контролировать практически каждый аспект ваших скульптурирования.

Вернитесь к «Object Mode», чтобы увидеть конечный результат ваших усилий в «Edit Mode» и «Sculpt Mode». Это поможет вам лучше понять, как ваши изменения влияют на конечный объект.

Sculpt Mode

Заключение

Сейчас, зная основы работы в Blender, вы готовы углубиться и научиться более сложным и творческим аспектам этой уникальной программы. Мы будем рады видеть вас на наших следующих уроках, где мы погрузимся еще глубже в мир 3D-моделирования, вдохнем жизнь в ваши создания и развлечемся, учась еще больше о возможностях Blender.

Используйте ранее изученные навыки для создания новых творений и позвольте себе увидеть мощь и гибкость этого инструмента. 

 
Добавить комментарий

Задать вопрос

Ваш товар добавлен в корзину