Уголь — довольно популярный материал для рисования, возможно потому, что работа с углём не занимает много времени, или потому что итоговый рисунок выглядит весьма впечатляюще. В любом случае, многим людям нравится рисовать этим материалом. Даже великий Микеланджело создал серию рисунков углём.
Но прежде чем приступить к созданию своего первого шедевра, стоит сперва освоить определённые техники рисования углем. Ознакомившись с видео, размещенным ниже, и прочитав рекомендации, вы узнаете основные советы и приемы, благодаря которым будете знать, с чего начать.
Для применения этих техник на практике можно использовать любой уголь, который находится в вашем распоряжении. Узнать больше о разных видах угля вы сможете, прочитав пункт 09. Также вы можете попросить консультанта в художественном магазине помочь вам определиться с выбором.
- 01 — Найдите главную идею
- 02 — Научитесь сочетать свет и тень
- 03 — Используйте иерархию насыщенности
- 04 — Прищурьтесь
- 05 — Исследуйте возможности широких и тонких линий
- 06 — Используйте клячку или ластик
- 07 — Подготовьте инструменты
- 08 — Наденьте перчатку
- 09 — Попробуйте рисовать угольными карандашами
- 10 — Действуйте
01 — Найдите главную идею
Думайте о том, что несёт в себе основной смысл вашего рисунка. Этот принцип важно соблюдать при работе с любым художественным материалом. Вам необходимо найти способ передать, о чем идет речь на изображении, что вы хотите с его помощью сказать. Как только вы определитесь с главной идеей, все, что вы делаете с этого момента, каждое движение и каждая деталь, которую вы включаете или упускаете, должны работать на усиление этого аспекта произведения.
02 — Научитесь сочетать свет и тень
Работа над этой картиной велась по принципу “изнутри к границам”. Сначала художник Томас Флухарти обозначил тени, используя насыщенность цвета в значении 6 или 7. Затем он нанёс световые эффекты с помощью тона с насыщенностью 3, и применил насыщенность 5 для плавного перехода в тень, после чего добавил светлые и темные акценты
Слово “насыщенность” часто встречается в искусстве, но может привести в замешательство начинающего художника. “Насыщенность” в рисовании подразумевает переход от белого к черному (от светлого к темному) в диапазоне от 1 до 10. Так, 1 — это белый цвет, а 10 — черный, поэтому 5 — это “полутон”, промежуточный серый цвет между белым и чёрным. Сочетания темного и светлого присутствуют на каждом рисунке, вне зависимости от цвета.
Чтобы понять, как работает насыщенность, рисуйте изображение изнутри к границам, придерживаясь насыщенности уровней 6 и 7 на самых темных участках теней, и выбирая значение 3 или 4 для самых светлых участков и световых эффектов. Затем перейдите к темным и светлым акцентам.
Думайте о тёмных акцентах и световых бликах как о близнецах, живущих по соседству. Они не являются самыми важными элементами вашего изображения. Они придают ему целостность.
03 — Используйте иерархию насыщенности
Можно уверенно сказать, что рисунок считается удачным, если легко воспринимается зрителем, а также способен зацепить его эмоционально. Использование более светлых или тёмных тонов может быть очень эффективным для привлечения внимания зрителя к различным областям рисунка.
На изображении выше, основанном на фотографии за авторством Джосайи Байса, наиболее тёмные тона сосредоточены на человеке с трубкой. Обратите внимание на светлый блик на его щеке и на то, как самые насыщенные темные участки распределены по его телу.
Иерархия насыщенности помогает донести до зрителя то, что по замыслу художника он должен увидеть в первую очередь. В данном случае это человек с курительной трубкой. Все остальное становится менее важным. Человек с трубкой — смысловой центр этого изображения.
04 — Прищурьтесь
Ясное зрение не всегда помогает добиться нужного результата. Когда мы наблюдаем за тем, что рисуем, наши органы зрения воспринимают тонны информации. Если наполнить рисунок бессмысленными и лишними деталями, ничего хорошего из этого не выйдет. Основная задача художника состоит в том, чтобы преобразовывать и упрощать.
Прищурьте глаза (или снимите очки) чтобы сгладить тона и упростить формы того, что вы видите. Уловив эти формы, вы быстрее найдёте главный элемент вашей работы.
05 — Исследуйте возможности широких и тонких линий
Чередование широких и тонких линий — хороший и интересный приём, который многие художники, тем не менее, забывают использовать. Если при работе углём наносить линии одинаковой ширины или с одним и тем же нажимом, результат будет напоминать рисунок из раскраски, и может выглядеть монотонно и скучно. Тонкие и широкие линии сделают ваш рисунок более живым. Например, взгляните на изображение собаки: обратите внимание на колебания линий и вариации их ширины.
Так как же использовать этот приём, и что вам нужно знать? Простое и надёжное правило: линии на поверхности вещей тоньше, потому что на них падает свет. Линии, находящиеся ниже, могут быть шире, поскольку внизу обычно находятся тени. Вот и всё. Это просто, не так ли?
06 — Используйте клячку или ластик
Преимущество угля в том, что его легко контролировать: растушевывать, перемещать, или выводить и стирать с полотна после нанесения. На иллюстрации выше показано, как можно использовать клячку, чтобы передать, как на голове человека рассеивается свет.
07 — Подготовьте инструменты
В арсенале традиционных художников можно найти самые разные рабочие инструменты, а те, что используются для рисования углём, особенно интересные: маленький ластик с круглым наконечником, клячка, которую можно сгибать и сминать, и электрический ластик для участков, что стираются с трудом.
Использование угля или пастели предполагает, что материал нужно чем-то распределять по полотну. Первый и самый очевидный способ, с помощью которого это можно сделать — ваш палец, который, однако, может распределять уголь недостаточно равномерно или быть слишком маленьким. Второй способ — сухие хлопковые салфетки. Они отлично подходят для работы с большими массами угля.
08 — Наденьте перчатку
Знаете ли вы, что пот, который выделяет кожа наших рук, может оставить пятна на бумаге, или даже снять слой материала, нанесенного на полотно? Чтобы не столкнуться с этой проблемой, используйте перчатку или подложите под руку лист бумаги, чтобы защитить вашу работу.
09 — Попробуйте рисовать угольными карандашами
Уголь для рисования существует в виде самых различных карандашей, мелков и брусков на любой вкус и цвет. Выберите материалы, которые подойдут именно вам. На фото представлены примеры того, какими могут быть угольные карандаши. Имейте в виду, что уголь может легко смазываться, поэтому стоит нанести на готовую работу фиксатив, чтобы сохранить её.
10 — Действуйте
Помните, что рисовать трудно, и иногда результат будет вас расстраивать. Не падайте духом. Создавать произведения искусства чрезвычайно сложно, и может потребоваться время, чтобы вы почувствовали удовлетворение от вашего прогресса.
Обучение и рост возможны только в соответствующей профессиональной среде. Попытайтесь найти способ пообщаться с несколькими художниками, которые вам нравятся. Вежливо попросите их дать оценку вашей работе. Спросите их: «В чем мои слабые стороны?» и «С чего мне начать, на чем мне стоит сосредоточиться?».
Все художники в какой-то момент оказываются в творческом тупике. Даже у самых опытных и профессиональных художников бывают дни, полные сомнений, но им на смену обязательно приходит вдохновение! Так что не сдавайтесь, действуйте и продолжайте творить.
Источник: https://www.creativebloq.com/advice/charcoal-techniques-12-expert-tips